ЛЮДИ ПРАКТИКА

«Бритая голова — это женственно»: как жительницы Эстонии решаются на стрижку под ноль

22.07.2019

author:

«Бритая голова — это женственно»: как жительницы Эстонии решаются на стрижку под ноль

Розовыми, фиолетовыми, синими и зелеными волосами в Эстонии уже никого не удивишь, однако по-прежнему повышенное внимание привлекают девушки, выбравшие, казалось бы, старую как мир прическу — под ноль. Для одних смена образа связана со внутренними переживаниями, другие считают лысую голову очень красивой, кто-то сталкивается с осуждением «морального облика», а для кого-то радикальная стрижка — это возможность испытать невероятные ощущения. Своим опытом поделились пятеро жительниц Эстонии.

Людмила

«Улица, асфальт. Кеды и трико. Бритую башку видно далеко». Побриться под ноль хотелось достаточно долго, но решиться смогла не сразу — и главная причина именно в отношении общества. Домашние были против, на работе тоже без особого восторга относились к моей мечте.

Мне всегда нравились короткие женские стрижки. По-моему, они делают женщину особенно женственной, нежной и прекрасной, но, возможно, у меня свои, немного отдельные, стандарты женской красоты.

2007 г.

Когда я, презрев все мнения против, все-таки решилась на стрижку, то просто пошла с утра пораньше в ближайшую парикмахерскую и все: мастер видала в жизни всякое, поэтому буднично поинтересовалась, «проспорила что-ли?». Жизнь моя после этого не переменилась, был только абсолютный восторг каждый день от картинки в зеркале. Поддерживала эту красоту около полугода, а потом опять отрастила волосы, как-то случайно вышло.

Бритая голова — это очень красиво, но очень неудобно: щетина собирает на себе всю вселенскую пыль, и игнорировать парикмахерскую подолгу нельзя, иначе смотрится не очень.

Сейчас ношу просто короткую стрижку, стремление побриться иногда возникает, но эти люди вокруг… они по-прежнему против.

Саша

Мне было 18 лет, когда скоропостижно скончался мой отец, и это горе затмило мой разум, потерялось ощущение времени. Как-то в компании я увидела знакомую, которая очень коротко подстриглась — практически налысо, и я решила, что это ровно то, что мне сейчас необходимо.

2009 г.

На следующей неделе я пошла в ближайший от дома салон и попросила меня побрить. Я смотрела, как длинные волосы падают на пол и не чувствовала ничего.

Позже, когда я через много лет очутилась в Индии, то узнала, что есть такой обычай: когда умирает отец, то сын или единственный ребенок в семье, обривает голову, приносит такую жертву.

Марина

Побриться налысо я решила в 20 лет. Я должна была закончить университет, но не успела написать бакалаврскую работу, пришлось взять академический отпуск, съехать из общежития обратно к родителям, в личной жизни тоже всё было не гладко. В общем, накрыл меня экзистенциальный кризис, и я решила сделать что-то сумасшедшее.

Решение пришло спонтанно во время вечеринки в общежитии, побрили меня машинкой мои же друзья, всем было очень весело. Волосы у меня были где-то до плеч, так что после стрижки голова стала очень лёгкой и вообще меня накрыло волной новых ощущений. Чего только стоят поглаживания по лысой голове (а меня стремились погладить все мои друзья и знакомые), это очень приятные ощущения, которые к тому же имеют психотерапевтический эффект.

Надо сказать, я получила кучу комплиментов своей новой внешности от знакомых и незнакомых людей, даже от бывшей классной руководительницы, которую зашла навестить в школу. Но пришлось привыкнуть к постоянному вниманию окружающих, я больше не была невидимкой в толпе, все в нашем маленьком городе смотрели на меня.

2006 г.

Родители мои меня не поняли, но довольно быстро привыкли. Гораздо хуже обстояло дело с тем, что мне нужно было устроиться на какую-то работу, чтобы не сидеть на шее у родителей целый год академа, но никто меня не брал ни официанткой, ни уборщицей, и внешность тут сыграла решающую роль.

К тому же, некоторые мужчины вдруг решили, что если мне хватило смелости побриться налысо, то я соглашусь и на их смелые фантазии. Столько непристойных предложений, да и просто откровенных приставаний и харрасмента я не получала никогда в своей жизни, ни до, ни после.

Сейчас бритая налысо или коротко стриженая девушка на улице особо никого не удивит, особенно в большом городе. Я знаю девушек, которые пару лет спустя последовали моему примеру. Но в середине 2000-х это было что-то из ряда вон выходящее и приходилось бороться с потоком негатива и осуждения, при этом осуждали даже не внешность, а «моральный облик». Так что, несмотря на то, что мне самой очень шла эта стрижка, опыт был одновременно и приятный и тяжёлый. Сейчас я иногда стригусь коротко, но бриться налысо больше не хочу, просто потому что не хочу к себе лишнего внимания. Да и голова мёрзнет, если честно.

Аэт

Большую часть жизни я ходила с длинными волосами. Решение подстричь их короче было очень конкретным: просто почувствовала, что время пришло. Некоторое время ходила к обычному парикмахеру и каждый раз просила подстричь еще короче, но однажды наступил тот момент, когда «короче» означало уже побриться налысо машинкой. Первая машинка была механической и результат был… интересным. В тот же день встретилась с хорошим другом Юку-Калле Райдом, который предложил все переделать бритвой «жилет». Сделали из этого эдакий перформанс в северном дворе Нарвского музея. Мимо проходили любопытствующие туристы.

Мне очень понравилось ощущение лысой головы. Это было чувством какой-то свободы. Никакой драмы для меня в этом не было и ни с каким конкретным событием в жизни это не связано — просто желание попробовать что-то новое.

Довольно забавно было испытать необходимость мазать кожу головы кремом от загара. А это ощущение, что голова что-то чувствует! Среди коллег и знакомых мнения разделились: одним нравилось, другим нет. Многие говорили, что очень здорово, но сами такого делать не хотели. Большинство женщин утверждают, что у них неподходящее строение черепа. Я этого не понимаю. Понятия не имею, подходящее у меня или неподходящее строение головы. Самым смешным был случай в Нарве, когда два десятилетних мальчишки стали смеяться при виде меня и с удивлением комментировать «Лысая баба!?».

Сама я «жилетом» больше не выбривала голову, дала волосам отрасти и чаще всего стригусь очень коротко. Каждый раз думаю, что, если стрижка не удастся, могу побриться налысо. А парикмахеру нравится меня стричь, потому что у меня нет особых пожеланий и претензий — можно пробовать разные приемы. Этим летом пару раз думала, что перед следующими важными соревнованиями (по бегу) можно было бы побриться налысо. Не могу сказать, в чем тут связь. Но когда-нибудь обязательно сделаю это снова. В то же время, я понимаю, что с очень короткой корректной стрижкой я выгляжу гораздо лучше, чем совсем лысой.

Екатерина

Однажды, когда мне было 17 или 18 лет, у меня появилась идея поехать в Индию, побриться там налысо и бросить волосы в реку Ганг. Шло время, и стало понятно, что побриться налысо значительно легче, чем найти деньги и возможность поехать в Индию. Но когда об этой идее услышал мой старший брат, он сказал, что если я реально готова побриться налысо, он меня туда отвезет. Сказано — сделано!

В Индию мы отправились втроем: я, мой брат и его друг, и бриться тоже решили все вместе, в суровой индийской парикмахерской без зеркала на стене. Парикмахер нам ничего не сказал — я думаю, в Индии привыкли к странным выходкам туристов. Самое интересное было то, что волосы в Ганг я так и не бросила — мы побрились в самом начале путешествия, в Варкале на юге Индии, но я специально оставила небольшую косичку на макушке, чтобы потом срезать ее на берегу Ганга. Но наш самолет в Варанаси внезапно отменили, следующий был только через несколько дней, и в итоге мы улетели сразу в Непал. Косичку я потом еще долго носила.

В общем и целом, я абсолютно не жалею, что побрилась: мне кажется, это был крутой эксперимент. Более того, тогда волна «побриться налысо» прокатилась по многим моим знакомым, и некоторых я даже брила собственноручно. В принципе, у такой прически есть только два минуса — лысая голова идет далеко не всем (мне, как выяснилось, тоже не идет), и лысую голову сложно сочетать с зимней одеждой. Я вернулась из Индии в Эстонию в середине февраля, поэтому мне этот вопрос был очень актуален. До сих пор помню, как я ходила в университет, фигурно замотав на голове шарф. Вряд ли я когда-либо еще соберусь побриться, этот этап уже успешно пройден.

Текст: Ирма Крейтер