ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

(Не)женские профессии: физик Мерья Пукари — о стиле жизни, графике топ-менеджеров и о том, нужна ли Эстонии атомная станция

28.07.2021

author:

(Не)женские профессии: физик Мерья Пукари — о стиле жизни, графике топ-менеджеров и о том, нужна ли Эстонии атомная станция

В современном мире женщина может реализоваться практически в любой профессии, и тем интереснее, когда она берется за дело, которым много лет занимались исключительно мужчины. Физик ядерных реакторов Мерья Пукари (36) рассказала нам о своей работе на атомной станции, о личных амбициях, стиле жизни, а также о том, нужна ли Эстонии атомная станция и так ли страшен черт, как его малюют?

Работа на ядерной станции – как это выглядит?

Часть ежедневных задач выполняется в здании реактора, но большая часть работы – на территории станции или же из офисов, находящихся вне станции.

Задача АЭС – производить электроэнергию каждый день и в любую погоду, поэтому атомная электростанция отчасти похожа на типичное производственное предприятие. Задачи здесь выполняются по определенной программе, с определенной периодичностью и в определенном месте. Многие люди, как и на производстве, работают посменно. Рабочий день обычно начинается рано, около семи. У раннего старта есть преимущества: занимающие важные позиции сотрудники не опаздывают из-за пробок, а сама станция готова к производству энергии к тому времени, когда подавляющая часть населения включает утром чайник или кофемашину.

Важная часть начала рабочего дня – это совещания. На них мы подводим итоги работы за последние 24 часа, согласовываем цели на предстоящий рабочий день и обсуждаем, кто за что отвечает.

Помимо ежедневного производства электроэнергии, необходимо обеспечивать долгосрочную и устойчивую работу станции: планировать техническое обслуживание и замену оборудования, закупку и замену топлива, повышать общую культуру безопасности, разрабатывать новые программы обучения сотрудников, сравнивать показатели работы нашей станции с показателями всех других станций в мире и т. д. Такую работу можно выполнять удаленно, поэтому я работаю из разных локаций: в центре Стокгольма, на атомной станции и из дома.

Сегодня уже нельзя отнести ту или иную профессию к «мужской» или «женской», но все же  каково это быть женщиной-инженерном на ядерной станции? Что входит в твои обязанности?

Работа, несомненно, – важная часть нашей жизни. Скучная работа и плохая рабочая среда могут сломать и сделать несчастной даже самую сильную женщину. Каждая женщина может выбрать именно ту сферу деятельности, которая ей нравится. В ядерной энергетике особую важность представляют так называемые мягкие качества (soft skills): добросовестность, честность, внутренняя мотивация, умение замечать ошибки и смелость критиковать как подчиненных, так и начальство.

Я думаю, что женщины очень хорошо разбираются в деталях, у них высокие средние баллы, хорошие результаты выпускных экзаменов. Это указывает на то, что женщины умны и амбициозны. Поэтому нет причин, по которым женщины не могут преуспевать в технологиях, а также в ядерной энергетике. Я смогла –  смогут и другие.

Женщин в ядерной энергетике намного больше, чем многие думают, хотя распределение не совсем 50 на 50. Многие работодатели, в том числе и мой, вносят весомый вклад в развитие разнообразия команд и рабочей среды в целом. Несмотря на то, что я – женщина, невысокого роста, моложе многих моих коллег и иностранка, я чувствую себя принятой.

Что касается обязанностей, моя работа не связана с гаечными ключами или кнопками пульта управления, поскольку у меня нет необходимой подготовки для выполнения этих задач. Моя работа состоит в том, чтобы заниматься стратегической стороной ядерной энергетики, проектами, планированием и надзором повседневной работы.

Расскажи про свой путь восхождения по карьерной лестнице. С какими вызовами тебе пришлось столкнуться?

У меня варит голова, поэтому мне всегда удавалось находить такую работу, которая мне нравилась и за которую мне прилично платили. То, что я женщина, никогда не закрывало передо мной дверей, скорее, наоборот – выделяло меня.

При поступлении в ТТУ администратор спросил меня, не хочу ли я поменять факультет, мол, зачем мне портить свое будущее, учась на энергетике. В действительности энергетика дала мне возможность, помимо Эстонии и моей нынешней страны проживания – Швеции – еще поработать в Дании, Германии и Японии. Поэтому о своем выборе я не пожалела.

Самым большим вызовом для меня был переезд из Эстонии в Швецию. Переехать в страну с другой культурой, чтобы выполнять там простую работу – уже непросто, а подняться по карьерной лестнице, если от тебя ждут хороших знаний языка, профессиональных навыков, принятия ценностей и культурных особенностей, во много раз сложнее. Во время обучения в докторантуре я интенсивно учила шведский язык. Мой тогдашний спутник жизни – швед – тоже помогал мне с учением языка и культуры. Переезжая, ты теряешь свой круг знакомых, рядом нет семьи, друзей детства, бывших коллег и сокурсников, нет привычного тебе парикмахера и семейного врача.

Близкие люди и поддержка окружения – бесценны для построения успешной карьеры и для хорошего качества жизни в целом. Эти уроки я хорошо усвоила и стараюсь делиться ими со студентами, которые хотят строить карьеру за рубежом: учите языки, пытайтесь понять культурные и национальные особенности и заботьтесь о личных и рабочих отношениях. Это порой открывает больше дверей, чем ученая степень в университете.

Что давало тебе силы идти вперед – амбиции или столкновение с жизненными обстоятельствами?

С моей специальностью, конечно, без работы не останешься, но чтобы разбогатеть, есть варианты получше, чем наемная работа в сфере энергетики. Я занимаюсь этим по большей части потому, что это интересная сфера, где я могу приносить пользу обществу. Стабильное энергоснабжение – это важнейшая часть нашего общества. Многие исследования показывают, что стабильное и доступное электроснабжение является не только вопросом безопасности, но и напрямую связано с экономическим ростом страны, доступностью медицинского обслуживания и общим качеством нашей жизни.

Что касается амбиций, то названия должностей на моей визитке для меня уже значения не имеют, меня вдохновляют большие проекты. Чем больше и сложнее проект – тем лучше.

Что ты можешь назвать вызовами сегодняшнего дня? Есть что-то, с чем тебе справляться сложно?

Самое сложное – это знать, когда сказать «нет» как возможностям, так и себе. Участие в любом проекте, оставляет след как на психическом, так и физическом здоровье, часто не хватает времени на семью, друзей и на себя. Сохранять баланс в своей жизни и бережно относиться к своему времени – трудная задача, которую никто за нас решить не сможет.

Какой он – стиль жизни женщины топ-менеджера? Есть ли у тебя особые предпочтения в еде, спорте?

Женщины-руководители и образ их жизни – очень разные: есть женщины с семьями, есть трудоголики, хиппи в душе, спортсменки, обожательницы компьютерных игр, есть как властные женщины, так и командные игроки.

Что касается меня, то я каждый день занимаюсь физической активностью, будь то кайтсерфинг, занятия в тренажерном зале или утренняя пробежка. По возможности стараюсь добираться до центра города на велосипеде. В еде я не очень привередлива, ем почти все, но особое предпочтение отдаю рыбе и вегетарианской пище. Пытаюсь на автомате не тянуться за печеньем, конфетами и тортами.

Что носят физики-ядерщики на работе и в повседневной жизни? Айтишники, например, любят толстовки…

Стиль зачастую определяется тем, где человек работает. Я меняю стиль одежды в зависимости от того, работаю ли я в офисе, в центре города или еду на станцию. Я не посещаю станцию в платье и на каблуках, или в рубашке и брюках, потому что это не только непрактично, но и может послать людям неверный сигнал. Я также не хожу в офис в джинсах, футболке и кроссовках, что является совершенно естественным выбором при работе на станции. Так что в городе – более формальный стиль, на станции – скорее свободный и практичный.

Конечно, для особых задач, таких как строительные работы, подъем тяжелых предметов или прием топлива, необходима защитная одежда. Также необходимо надеть защитный костюм, который надевается поверх одежды или вместо нее, каску, сменную обувь, защитные очки и обычные резиновые перчатки.

Что для тебя лучший отдых?

Лучший отдых – это отдых с хорошими друзьями или семьей, где бы и чем бы ты ни занимался. В последние годы я предпочитаю активный отдых: кайтсерфинг или сноубординг с друзьями в горах. По возможности я наслаждаюсь нашим летом, отправляясь в поход или проводя время в деревенских кафе. Несмотря на сезон, меня нельзя встретить в клубах или торговых центрах большого города, душа тянется к природе и душевному человеческому общению.

Сейчас обсуждается проект строительства малой атомной станции в Эстонии, и мнения по этому поводу неоднозначные. Твои три «за» и «против»?

АЭС – это долгосрочный проект, затрагивающий значительную часть населения. Критика в данном вопросе не только нужна, но и приветствуется. Нужно понимать, что есть объективные аргументы за и против, а есть субъективные. Разница в том, насколько хорошо человек разбирается в теме.

Типичные контраргументы: ядерная энергия опасна; неизвестно, что делать с отходами; не хватает специалистов; нет законодательства; АЭС стоит дорого. Большинство из этих утверждений продиктованы недостатком информации.

  • Опасность. Верно, что ядерная энергетика несет за собой риски, как любая другая человеческая деятельность. В случае малого ректора (планируемого для Эстонии) вероятность рисков мизерная, даже если что-то случится, последствия будут ограничены территорией самой станции.
  • Отходы. Любое производство связано с образованием отходов. Существует практика безопасного обращения с ядерными отходами, которая применяется во всем мире каждый день.
  • Персонал и законодательство. Сегодня в Эстонии не хватает людей с соответствующим образованием и нет необходимого законодательства, потому что до сих пор в этом не было необходимости. Однако это можно изменить.
  • Стоимость. Самый объективный аргумент против АЭС – это соотношение цены строительства с ценой электроэнергии. За этим следят разработчики станции, ведь на открытом рынке невозможно продать дорогую электроэнергию, произведенную на дорогой в строительстве станции (преимущество малого модульного реактора заключается в быстроте строительства и более низкой стоимости по сравнению с крупными АЭС – прим. ред.).

Главный аргумент в пользу строительства АЭС – потребность государства в электроэнергии. Наше общество построено на том принципе, что электричество всегда доступно, поэтому его нужно производить, даже когда не дует ветер и не светит солнце. Поскольку Эстония является частью открытого рынка электроэнергии, можно было бы ее закупать в другой стране. Однако из соображений безопасности, ограничений пропускной способности и потерь при передаче электроэнергии это не является устойчивой стратегией.

Важная причина для строительства АЭС —практически полное отсутствие воздействия на окружающую среду.

Атомная электростанция — это так называемый тихий герой: она вырабатывает электричество незаметно для глаз, не загрязняет воздух продуктами сгорания и не ухудшает климат выбросами углекислого газа. Атомная электростанция оказывает положительное влияние как на региональное развитие, так и на национальную экономику.

Строительство и обслуживание станции создаст рабочие места как на самой станции, так и в регионе. Помимо физиков необходимы: электрики, специалисты по вентиляции, службы безопасности, поставщики провизии, инструкторы, администраторы, контролеры качества, уборщики, водители, юристы, менеджеры среднего и высшего звена, химики, руководители проектов, сварщики, специалисты по бетону, работники радиационной службы, агенты по недвижимости, воспитатели детских садов, тренеры спортивных клубов, осуществляющие логистику люди и многие другие. Кроме того, как продажа электроэнергии, так и новые рабочие места принесут государству большие налоговые поступления, которые при правильном управлении могут улучшить качество жизни для всех нас.

Справка:

Мерья Пукари защитила докторскую степень по специальности физика ядерных реакторов. Возглавляет Шведский центр ядерных технологий. Автор европейской стратегической учебной программы по материаловедению в ядерной энергетике. Работает в крупнейшей энергетической компании Швеции Vattenfall, где занимается вопросами ядерных отходов и осуществляет надзор за АЭС Форсмарк.  Мерья одна из учредителей эстонской компании FermiEnergia, которая рассматривает возможность строительства в Эстонии малого модульного реактора.